Этапы добровольной ликвидации организации

17 Декабря 2014

Организация может быть ликвидирована в одном из 2-х случаев:

  • принудительно по решению суда при наличии определенных к тому оснований;
  • добровольно по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Указанное следует из положений п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса РФ.

Отметим, что с 1 сентября 2014 года положения Гражданского кодекса РФ, в том числе касающиеся порядка ликвидации ООО, будут действовать с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее – Закон N 99-ФЗ).

Представим этапы ликвидации юридического лица, проводимой в добровольном порядке, наглядно в виде нижеследующей таблицы.

этапы добровольной ликвидации организации согласно редакции Гражданского кодекса РФ, действующей до 1 сентября 2014 года этапы добровольной ликвидации организации согласно редакции Гражданского кодекса РФ, действующей с 1 сентября 2014 года
1. принятие решения о добровольной ликвидации организации 1. принятие решения о добровольной ликвидации организации
2. расчеты с кредиторами организации 2. расчеты с кредиторами организации
3. расчеты с учредителями (участниками) организации 3. расчеты с учредителями (участниками) организации
4. регистрация ликвидации организации 4. регистрация ликвидации организации

Таким образом, из вышеуказанного следует, что Закон N 99-ФЗ не привнес нововведений в общий порядок добровольной ликвидации организаций.

Рассмотрим подробнее порядок действий в случае осуществления каждого из вышеуказанных этапов ликвидации. Представим его ниже в виде сравнительной таблицы.

При этом рассмотрим также положения:

  • Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее – Закон N 14-ФЗ);
  • Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее – Закон N 208-ФЗ);
  • Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

добровольная ликвидация организации согласно редакции Гражданского кодекса РФ, действующей до 1 сентября 2014 года добровольная ликвидация организации согласно редакции Гражданского кодекса РФ, действующей с 1 сентября 2014 года
Этап 1. Принятие решения о добровольной ликвидации организации
А) Порядок принятия решения о добровольной ликвидации ООО (действует до 1 сентября 2014 года и после 1 сентября 2014 года)

По предложению совета директоров (наблюдательного совета) ООО, исполнительного органа или участника ООО о добровольной ликвидации ООО принимается решение общего собрания участников ООО о добровольной ликвидации ООО (п. 2 ст. 57 Закона N 14- ФЗ).

Принятие решения о ликвидации ООО относится к компетенции общего собрания участников ООО (пп. 11 п. 2 ст. 33 Закона N 14-ФЗ).

В состав вопросов, входящих при принятии решения о добровольной ликвидации ООО, относится принятие решения:

  • о ликвидации ООО;
  • о назначении ликвидационной комиссии (абз. 2 п. 2 ст. 57 Закона N 14-ФЗ).

  • решение о ликвидации ООО должно быть принято всеми участниками ООО единогласно (абз. 2 п. 8 ст. 37, пп. 11 п. 2 ст. 33 Закона N 14-ФЗ);
  • решение о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) должно быть принято большинством голосов от общего числа голосов учредителей (участников) ООО (абз. 3 п. 8 ст. 37 Закона N 14-ФЗ).

Б) Порядок принятия решения о добровольной ликвидации АО (действует до 1 сентября 2014 года и после 1 сентября 2014 года)

В случае добровольной ликвидации АО совет директоров (наблюдательный совет) ликвидируемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о ликвидации АО.

Принятие решения о ликвидации АО относится к компетенции общего собрания участников АО (пп. 3 п. 1 ст. 48 Закона N 14-ФЗ).

Общее собрание акционеров добровольно ликвидируемого АО принимает решение о ликвидации АО (п. 2 ст. 21 Закона N 208-ФЗ, пп. 3 п. 1 ст. 48 Закона N 208-ФЗ).

В состав вопросов, входящих при принятии решения о добровольной ликвидации АО, относится принятие решения:

  • о ликвидации АО;
  • о назначении ликвидационной комиссии (абз. 2 п. 2 ст. 21 Закона N 208-ФЗ).

При этом:

  • решение о ликвидации АО должно быть принято общим собранием акционеров большинством в 3/4 голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании АО (п. 4 ст. 49 Закона N 208-ФЗ);
  • решение о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) должно быть принято общим собранием акционеров большинством в 3/4 голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании АО (п. 4 ст. 49 Закона N 208-ФЗ).

Действия после принятия решения о добровольной ликвидации организаций

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 3 ст. 62 Гражданского кодекса РФ).

Для внесения в ЕГРЮЛ сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации установлена обязанность по незамедлительному письменному сообщению об этом в регистрирующий орган (налоговую инспекцию) для:

  • учредителей (участников) юридического лица;
  • или органа, принявшего решение о ликвидации юридического лица (п. 1 ст. 62 Гражданского кодекса РФ).

Уведомление о ликвидации юридического лица подается по форме N Р15001, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.

Отметим, что в той же форме N Р15001 уведомляется и о составлении промежуточного ликвидационного баланса (п. 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ).

Отметим, что п. 1 ст. 62 Гражданского кодекса РФ не установлено, какой срок подразумевается под незамедлительным.

Однако, в п. 1 ст. 20 Закона N 129-ФЗ этот срок уточняется. Указано, что он составляет 3 рабочих дня с момента принятия вышеуказанных решений.

Кроме того, плательщики страховых взносов – организации обязаны письменно сообщать в территориальные органы ПФР по месту нахождения организации о своей ликвидации в течение 3-х дней со дня принятия такого решения (пп. 3 п. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", (далее – Закон N 212-ФЗ)).

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 4 ст. 62 Гражданского кодекса РФ (в редакции Закона N 99-ФЗ).

Для внесения в ЕГРЮЛ сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации установлена обязанность в течение 3-х рабочих дней после даты принятия данного решения письменно сообщить об этом в регистрирующий орган (налоговую инспекцию) для:

  • учредителей (участников) юридического лица;
  • или органа, принявшего решение о ликвидации юридического лица (п. 1 ст. 62 Гражданского кодекса РФ в редакции Закона N 99-ФЗ).

Уведомление о ликвидации юридического лица необходимо подать по форме N Р15001, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@. Никаких изменений в порядке применения Приказа ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ в связи со вступлением в силу Закона N 99-ФЗ на данный момент не предусмотрено. Отметим, что в той же форме N Р15001 уведомляется и о составлении промежуточного ликвидационного баланса (п. 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ).

Кроме того, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение 3-х рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.

Сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и предназначенные для публикации, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации" (Приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@).

Отметим, что обязанность плательщиков страховых взносов, предусмотренная пп. 3 п. 3 ст. 28 Закона N 212-ФЗ, по сообщению в письменной форме в территориальный орган ПФР о своей ликвидации в течение 3-х рабочих дней с момента принятия указанного решения сохранится и после вступления в силу Закона N 99-ФЗ. Однако, с 1 января 2015 года эта обязанность будет отменена (Федеральный закон от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования").

Этап 2. Расчеты с кредиторами

Ликвидационная комиссия:

  1. помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее 2-х месяцев с момента публикации о ликвидации;
  2. принимает меры по выявлению кредиторов;
  3. принимает меры к получению дебиторской задолженности;
  4. письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица;
  5. составляет промежуточный ликвидационный баланс. Он составляется после окончания срока для предъявления требований кредиторами. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица Ликвидационный баланс должен содержать сведения о:
    • составе имущества ликвидируемого юридического лица;
    • перечне предъявленных кредиторами требований;
    • а также о результатах их рассмотрения.
  6. обращается в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица в случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов либо при наличии признаков банкротства юридического лица;
  7. осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений, в случае, если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов;
  8. обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица:
    • в случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов;
    • либо при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия;
  9. выплачивает денежные суммы кредиторам ликвидируемого юридического лица в порядке очередности, установленной ст. 64 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения. Исключение – кредиторы 3-ей и 4-ой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса;
  10. составляет ликвидационный баланс после завершения расчетов с кредиторами. Ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Вышеуказанное следует из положений абз. 2 п. 1, п. 2 - п. 5 ст. 63 Гражданского кодекса РФ.

Ликвидационная комиссия:

  1. опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее 2-х месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации;
  2. принимает меры по выявлению кредиторов;
  3. принимает меры к получению дебиторской задолженности;
  4. письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица;
  5. составляет промежуточный ликвидационный баланс. Он составляется после окончания срока для предъявления требований кредиторами. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица Промежуточный ликвидационный баланс должен содержать сведения о:
    • составе имущества ликвидируемого юридического лица;
    • перечне предъявленных кредиторами требований;
    • о результатах их рассмотрения;
    • а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
  6. уведомляет всех известных ликвидационной комиссии кредиторов о прекращении ликвидации по правилам Гражданского кодекса РФ в случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица;
  7. осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов в случае, если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов. Исключение - объекты стоимостью не более 100 000 рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется;
  8. обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом): `
    • в случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов;
    • или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия;
  9. производит выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица в порядке очередности, установленной ст. 64 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения;
  10. составляет ликвидационный баланс после завершения расчетов с кредиторами. Ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Вышеуказанное следует из положений абз. 2 п. 1, п. 2 – п. 5 ст. 63 Гражданского кодекса РФ.

Этап 3. Расчеты с учредителями
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица (п. 7 ст. 63 Гражданского кодекса РФ).

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица.

При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов.

Если иное не установлено Гражданским кодексом РФ или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.

Вышеуказанное следует из положений п. 8 ст. 63 Гражданского кодекса РФ (в редакции Закона N 99-ФЗ).

Распределение имущества ликвидируемого ООО между его участниками (который применяется до 1 сентября 2014 года и не изменится после 1 сентября 2014 года)

Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между участниками общества в следующей очередности:

  • в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но невыплаченной части прибыли;
  • во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

Если имеющегося у ООО имущества недостаточно для выплаты распределенной, но невыплаченной части прибыли, имущество общества распределяется между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале ООО.

Вышеуказанное следует из положений ст. 58 Закона N 14-ФЗ.

Распределение имущества ликвидируемого АО между акционерами (который установлен до 1 сентября 2014 года и не изменится после 1 сентября 2014 года)

Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между акционерами в следующей очередности:

  • в первую очередь осуществляются выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены в соответствии со ст. 75 Закона N 208-ФЗ;
  • во вторую очередь осуществляются выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов по привилегированным акциям и определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям;
  • в третью очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между акционерами - владельцами

Распределение имущества каждой очереди осуществляется после полного распределения имущества предыдущей очереди.

Выплата АО определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям определенного типа осуществляется после полной выплаты определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям предыдущей очереди.

Если имеющегося у АО имущества недостаточно для выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов и определенной уставом общества ликвидационной стоимости всем акционерам - владельцам привилегированных акций одного типа, то имущество распределяется между акционерами - владельцами этого типа привилегированных акций пропорционально количеству принадлежащих им акций этого типа.

Вышеуказанное следует из положений ст. 23 Закона N 208-ФЗ.

Этап 4. Регистрация ликвидации организации
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 Гражданского кодекса РФ). Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (т.е. Законом N 129-ФЗ) (п. 9 ст. 63 Гражданского кодекса РФ в редакции Закона N 99-ФЗ).
Порядок регистрации ликвидации организации (который применяется до 1 сентября 2014 года и будет применяться после 1 сентября 2014 года)

Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

  1. подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Форма N Р16001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией" утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств". В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
  2. ликвидационный баланс;
  3. документ об уплате государственной пошлины. За государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, должна уплачиваться государственная пошлина в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.33 гл. 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса РФ в размере 20 % размера государственной пошлины, уплаченной за государственную регистрацию юридического лица, т.е. 800 рублей;
  4. документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с пп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный в данном случае документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с Законом N 129-ФЗ или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом ПФР в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Перечень вышеуказанных документов содержится в ст. 21 Закона N 129-ФЗ.

Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через 2 месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.

Документы, предусмотренные ст. 21 Закона N 129-ФЗ, представляются в регистрирующий орган (налоговую инспекцию) после завершения процесса ликвидации юридического лица.

Обратим внимание, что в связи с ликвидацией организации – плательщика страховых взносов может проводиться выездная проверка, осуществляемая, независимо от времени проведения предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий 3-х календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 20 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).

Также и согласно п. 11 ст. 89 Налогового кодекса РФ в связи с ликвидацией организации-налогоплательщика может проводиться выездная налоговая проверка независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. В таком случае проверяется период, не превышающий 3-х календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

При этом налоговый орган обязан заявить свои требования по уплате организацией всех обязательных платежей в бюджет в период:

  • с момента представления в регистрирующий (налоговый) орган уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица (в 3-х дневный срок со дня принятия решения о ликвидации) (п. 1 ст. 20 Закона N 129-ФЗ);
  • и до представления документов, предусмотренных ст. 21 Закона N 129-ФЗ (не ранее чем через 2 месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица) (п. 2 ст. 22 Закона N 129-ФЗ) (Приказ ФНС РФ от 25.04.2006 N САЭ-3-09/257@ "Об утверждении Методических указаний для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией").

Отметим, что у налогоплательщиков - ликвидируемых организаций по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций и другим налогам обязанность по уплате соответствующих налогов прекращается с ликвидацией, если иное не Налоговым кодексом РФ (Письмо Минфина РФ от 29.11.2011 N 03-02-07/1-410).


Иванова Елена Николаевна,
Эксперт по налогообложению ООО "Мир Консалтинга".


Читайте далее:

X

Отправить статью себе на E-mail


Возврат к статьям