Чем грозит несвоевременная сдача отчетности

21 Мая 2014

I. Несвоевременное выполнение налогоплательщиком (налоговым агентом) обязанности по представлению отчетности по налогам влечет применение мер:

а) налоговой ответственности;

б) административной ответственности.

а) Согласно п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 % не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

б) Согласно положениям ст. 15.5 КоАП РФ нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей.

То есть к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.5 КоАП РФ, привлекается должностное лицо налогоплательщика-организации за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета (п. 1.8 письма ФНС России от 16 июля 2013 года N АС-4-2/12705 "О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок").

Отметим, что п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ с 1 января 2014 года действует в новой редакции. В этой редакции ее изложил Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" (далее – Закон N 134-ФЗ).

Согласно изменениям, внесенным Законом N 134-ФЗ в п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ:

1) положения п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ стали распространяться не только на налогоплательщиков, но и на налоговых агентов. 

То есть с 1 января 2014 года организация может быть оштрафована в соответствии с п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ за непредставление налоговой декларации в качестве налогового агента;

2) из положений п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ стало прямо следовать, что штраф рассчитывается от не уплаченной в установленный срок суммы налога.

До 1 января 2014 года была неопределенность в толковании положений п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ. Ранее в п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ был предусмотрен расчет штрафа исходя из неуплаченной суммы налога, что приводило к вопросам о том, на какую дату ее следовало определять. 

Так, ВАС РФ указывал, что при применении данной нормы судам следует учитывать, что размер "неуплаченной суммы налога" надлежит определять на момент истечения срока, установленного положениями Налогового кодекса РФ для уплаты соответствующего налога (абз. 2 п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

Вместе с тем отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от ответственности по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ. В таком случае штраф тоже подлежит взысканию, но в минимальном размере – 1 000 рублей.

Обратите внимание: п. 13 ст. 10 Закона N 134-ФЗ (который изложил в новой редакции п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ) вступил в силу с 1 января 2014 г.

При этом Законом N 134-ФЗ не предусмотрено придание обратной силы новой редакции п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ.

Поскольку обязанность по представлению в налоговый орган налоговой декларации за 2013 г. возникает в 2014 г., в случае ее непредставления в установленный срок применяется ответственность, предусмотренная п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ в редакции Закона N 134-ФЗ (письмо Минфина России от 29 января 2014 года N 03-02-07/1/3242).

Также укажем, что привлечение к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ, осуществляется только после проведения камеральной налоговой проверки данной налоговой декларации. По результатам данной проверки может быть подтверждена сумма налога (сумма по данным налогоплательщика) либо установлен иной размер сумм налога, подлежащих уплате (доплате) на основе этой декларации (сумма по данным налогового органа) (п. 1.6 письма ФНС России от 16 июля 2013 года N АС-4-2/12705 "О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок").

Кроме того, за несвоевременное представление декларации налоговая инспекция может применить к организации меры обеспечительного характера, в частности – вынести решение о приостановлении (блокировке) операций по банковским счетам, а также переводов электронных денежных средств организации.

Так, решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации (п. 3 ст. 76 Налогового кодекса РФ).

Приостановление операций по счетам и переводов электронных денежных средств будет отменено решением налогового органа не позднее 1-го дня, следующего за днем представления налогоплательщиком налоговой декларации.

Обратим внимание: хотя в п. 3 ст. 76 Налогового кодекса РФ речь идет только о налогоплательщике-организации, но, учитывая положения п. 11 ст. 76 Налогового кодекса РФ следует, что положения ст. 76 Налогового кодекса РФ применяются также в отношении:

  • приостановления операций по счетам в банках налогового агента - организации и плательщика сбора - организации, 
  • по счетам в банках индивидуальных предпринимателей - налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, 
  • по счетам в банках нотариусов, занимающихся частной практикой (адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты), - налогоплательщиков, налоговых агентов, 
  • а также в отношении приостановления переводов электронных денежных средств вышеуказанных лиц.
Однако, при этом ВАС РФ разъяснил, что одним из оснований принятия данной меры административного воздействия согласно п. 3 ст. 76 Налогового кодекса РФ является непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.

При этом, согласно выводам ВАС РФ следует учитывать, что поскольку п. 3 ст. 76 Налогового кодекса РФ связывает возможность приостановления операций по счетам в банках с несвоевременным представлением налоговых деклараций, а в силу п. 1 ст. 80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация может быть представлена только налогоплательщиком, соответствующая мера не может быть применена к налоговому агенту в случае нарушения им сроков представления расчетов, предусмотренных ч. 2 Налогового кодекса РФ (абз. 2, 3 п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

Также обратим внимание, что нельзя привлекать к ответственности по ст. 119 Налогового кодекса РФ за непредставление (несвоевременное представление) по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в Налоговом кодексе РФ.

Указанное следует из письма ФНС России от 30 сентября 2013 N СА-4-7/17536 года и подтверждается разъяснениями ВАС РФ (п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

Однако, в таком случае возможно возникновение ответственности за непредставление (несвоевременное представление) документов, необходимых для проведения налогового контроля, на основании ст. 126 Налогового кодекса РФ и ст. 15.6 КоАП РФ (например, в отношении декларации по налогу на прибыль по итогам отчетного периода).

Согласно положениям ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 300 до 500 рублей.

Таким образом, к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, привлекается должностное лицо организации за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налогового расчета либо сведений о среднесписочной численности работников (абз. 2 п. 1.11 письма ФНС России от 16 июля 2013 года N АС-4-2/12705 "О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок").

II. Несвоевременное выполнение плательщиком взносов обязанности по представлению отчетности по форме РСВ-1 ПФР и по форме-4 ФСС влечет применение мер:

а) ответственности, предусмотренной законодательством о страховых взносах;

б) административной ответственности.

Форма расчета по начисленным и уплаченным взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование (РСВ-1 ПФР) представляет собой отчетность: 

  • по начисленным и уплаченным взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, 
  • по персонифицированному учету. 

Поэтому в случае непредставления (несвоевременного представления) расчета по форме РСВ-1 ПФР территориальное отделение ПФР вправе оштрафовать плательщика взносов по 2-м основаниям: 

  • по ст. 46 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее – Закон N 212-ФЗ);
  • и в соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее – Закон N 27-ФЗ).

Также и Расчет по форме-4 ФСС представляет собой отчетность по двум видам обязательного социального страхования: 

  • на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, 
  • по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 

Поэтому в случае непредставления (несвоевременного представления) расчета по форме-4 ФСС территориальное отделение ФСС России вправе оштрафовать плательщика взносов по 2-м основаниям: 

  • по ст. 46 Закона N 212-ФЗ; 
  • по ст. 19 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее – Закон N 125-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 % суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

За непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в ПФР за последние 3 месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Взыскание указанной суммы производится органами ПФР в судебном порядке (ч. 3 ст. 27 Закона N 27-ФЗ).

Согласно ст. 19 Закона N 125-ФЗ непредставление страхователем в установленный Законом N 125-ФЗ срок установленной отчетности страховщику при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного абзацем седьмым настоящего пункта, влечет взыскание штрафа в размере 5 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этой отчетности, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 рублей.

Непредставление страхователем установленной отчетности страховщику в течение более 180 календарных дней по истечении установленного Законом N 125-ФЗ срока представления такой отчетности влечет взыскание штрафа в размере 30 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этой отчетности, и 10 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этой отчетности, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1 000 рублей.

В заключение отметим, что на основании списков лиц, не представивших бухгалтерскую (финансовую) отчетность (а эти списки готовит отдел камеральных проверок налоговой инспекции), налоговый орган привлекает:

  • налогоплательщиков-организаций, не представивших бухгалтерскую отчетность, к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ, и осуществляет производство по делу о налоговом правонарушении в соответствии со ст. 101.4 Налогового кодекса РФ;
  • должностных лиц организаций, не представивших бухгалтерскую отчетность, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ путем составления в установленном порядке протокола об административном правонарушении (п. 1.12 письма ФНС России от 16 июля 2013 года N АС-4-2/12705 "О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок").
За непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, налоговая инспекция при проверке может оштрафовать организацию в размере 200 руб. за непредставление каждой из форм, входящих в состав бухгалтерской отчетности (п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ).

За несвоевременное представление бухгалтерской отчетности суд (по заявлению налоговой инспекции) может привлечь должностное лицо организации (например, главного бухгалтера) к административной ответственности в виде штрафа, который составляет от 300 до 500 рублей (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Иванова Елена Николаевна,
Эксперт по налогообложению ООО "Мир Консалтинга"

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:

X

Отправить статью себе на E-mail


Возврат к статьям